Приветствуем всех неравнодушных к работе поисковых систем . На повестке у нас YATI – новый алгоритм Яндекса, который успел наделать шуму в отечественном digital-сегменте. По заверению разработчиков, внедрение YATI рекордно улучшило ранжирование и стало самым значимым событием для отечественного поисковика за последние 10 лет. С большими переменами приходят и новые трудности. Мы поможем вам разобраться в особенностях алгоритма. Разберем конкретные примеры, чтобы увидеть разницу между документами, которые соответствуют и не соответствуют требованиям YATI. Как работать с семантикой? Нейронные сети YATI призваны лучше понимать «смысл» текста поисковиком. Согласно статистике Антона Маркина, нейросети Яндекс.YATI уделяют больше внимания ширине облака запросов документа, нежели глубине. Что такое глубина и ширина облака? Глубина облака – это соответствие семантики Закону Ципфа*. * Закон Ципфа – необходимость соблюдать нужный процент вхождения ключевых запросов в ядре. Проще говоря, нужна пропорция: основная фраза употребляется чаще, менее важные ключи попадаются реже. Ширина облака – количество уникальных слов, которые включаются в данную статью. Это весь пул запросов, которые на ней присутствуют. Исторически стабильным для SEO считается глубина облака. Но в последнее время именно ширина начинает оказывать существенное влияние. В подтверждение приведу пример. В документе выше, с которым сравниваются ТОП-10 конкурентов по основному запросу, ширина облака проседает более чем в два раза. Однако наблюдается и переспам по глубине. Это лучше заметно в детальном рассмотрении самих облаков: Мы сравниваем ТОП-10 в Москве по запросу «химические насосы». На скриншоте видно, что количество уникальных слов на сайтах существенно больше. Это же подтверждается и текстовым анализатором, где медиана уникальных слов составляет 449 (214 на сайте). Если же взглянуть на скриншот ниже, то ширина облака и объем текста в символах явно выделяет основного конкурента: Рекомендации по ширине облака Расширять семантику с помощью тематических вхождений, LSI. Работать с ТОП-10 выдачи по наиболее конкурентному запросу. Переспам. Работает или нет? Переспам – это применение излишнего количества вхождений ключевых запросов в документе сайта. Как выглядит переспам на графике: Здесь наблюдается явная переоптимизация по фразе «кулер» До прихода YATI переспам выводил сайты в ТОП. Теперь же пессимизация за его использование может быть очень серьезной – вплоть до полного исключения сайта из ранжирования и 100% потери трафика. Рекомендации по переспаму Переспам до сих пор используется в качестве серого метода, но является очень рискованным и неоправданным. Лучше составлять глубину облака в соответствии с законом Ципфа, соблюдая корректный процент вхождений. Попасть в ТОП и удержаться в нем. Юзабилити и Поведенческие факторы Данная группа является менее приоритетной, чем хостовые, технические и текстовые факторы для Яндекса. Однако ПФ (Поведенческие Факторы) и юзабилити оказывают существенное влияние на положение сайта в выдаче, позволяя закрепиться в ней. ПФ до сих пор очень важны для сайта. Речь идет обо всей структуре и внешнем виде страниц, разделов, подразделов, корзины, и т.д. Сайт должен быть не только красивым, но и удобным в плане интерфейса. Человек, попавший на сайт, должен за пару секунд найти необходимую ему информацию. Алгоритмы Яндекса отлично считывают поведение посетителей, после чего повышают или понижают сайт в выдаче. Популярные проблемы, связанные с YATI Падение документа на десятки позиций в выдаче Вернемся в 2020 год. Тогда Яндекс запустил алгоритм YATI. Сайты с хорошей посещаемостью, находящийся в ТОП-10 выдачи, резко упали на 20-40 позиций. В такие моменты желательно наблюдать за происходящим и не вмешиваться. Сайт может вернуться на свое прежнее место через некоторое время. Для оценки ситуации нужен опыт SEO-специалиста, который выполнит анализ и сделает корректные выводы. Низкая скорость переобхода страниц (кэш) Кэш – это проиндексированные документы сайта, которые внесены в базу данных поисковика. Алгоритм Яндекс.YATI ориентирован в первую очередь на семантическое соответствие, поэтому не стоит спешить с выводами об изменениях в зоне текста и ссылок. Роботы поисковых систем могут просто не успеть выполнить индексацию. Чтобы это проверить, найдите нужную страницу в выдаче. Справа от URL в поисковиках есть небольшое контекстное меню со ссылкой на сохраненную копию. Яндекс Google Индексация закрытых или удаленных страниц При работе YATI происходят ошибки индексации страниц, которые были закрыты на сайте (robots.txt/мета-тег noindex и т.д.) или вовсе удалены с него. Все дело в том, что ранее страницу изучали роботы ПС, но не помещали ее в базу данных. Сейчас же Яндекс легко игнорирует установленные директивы. Подобные ошибки алгоритма приводят к тому, что появляются дубли и страницы низкого качества. Тут важно держать руку на пульсе. Выручит вовремя сделанный технический аудит сайта на предмет выявления лишних страниц.